шимано.jpg

Большей частью стоимости велосипеда является навесное оборудование. В настоящее время на рынке есть несколько производителей, выпускающих велосипедные запчасти. Некоторые специализируются на отдельных компонентах, но есть и такие гиганты, как Shimano и SRAM, выпускающие весь спектр комплектующих для велосипеда.


Соответствие компонентов Shimano и SRAM

Уровень

Shimano MTB

Shimano Road

SRAM

MTB

SRAM

Road

Базовый

Tourney

2200 / A070 / A050


Omnium

Начальный прогулочный

Altus / Acera

2300

4.0 / X3

Apex (1)

Начальный спортивный

Alivio

Sora

X4

Rival (1)

Любительский прогулочный

Deore

Tiagra  / Capreo

X5 / X7

Force / S-100 / S-300

Любительский спортивный

SLX / Zee

105

X9 / NX (Eagle)

Force 1 /

S-500

Полупрофессиональный

XT

Ultegra (Di2) / Metrea

X1 / GX (Eagle)

Force 1 /

S-700 / S-900

Профессиональный

XTR / Saint

Dura-Ace (Di2)

X0 / X01 (Eagle) /

XX (Eagle)

RED (eTAP) /

S-1100 / S-1200



В первую очередь важно отметить, что количество скоростей велосипеда задаёт манетка. То есть при использовании манетки Shimano на 6 скоростей с задним переключателем на 9 скоростей, трансмиссия будет работать так же, как и манетка – на 6 скоростей.

Ниже рассмотрим каждую группу трансмиссий соответственно для Shimano и SRAM.


Классификация Shimano для горных велосипедов.

Tourney (MF / TX): самая доступная серия. Устанавливается на велосипеды начального уровня. Существуют детские или подростковые версии с манетками типа грипшифт или триггерными.

Acera / Altus (M3): оборудование начального уровня с возможностью установки кассеты вместо трещётки. Отдельные версии поддерживают роллерный тормоз.

Alivio (M4): технологии любительского уровня, но качество изготовления ниже. Манетка поддерживает переключение одним пальцем под рулём. Новые модели оснащаются муфтой Shadow, обеспечивающей более точное переключение.

Deore (M5): любительский уровень среднего ценового сегмента. Вес значительно больше, чем у старших группсетов, но высокая точность переключения и надёжность сделали этот набор одним из самых распространённых у велосипедистов.

SLX (M6): полупрофессиональный уровень для сложных рельефов. Компоненты предназначены для использования в экстремальных условиях, однако есть возможность установки переднего переключателя. Задний переключатель может иметь лапку разной длины для различных кассет.

Zee (M6): любительский уровень для экстремального использования. Задний переключатель имеет короткую лапку для увеличения точности переключения в условиях экстремального катания. Трос натягивается на всём диапазоне работы. Тормоза увеличенной мощности за счёт четырёх поршней в калиппере.

XT (M7): полупрофессиональный уровень с качеством изготовления и используемых материалов лучше, чем в SLX, имеет более широкий диапазон регулировок, низкий вес, повышенную износостойкость.

Saint (M8): наиболее прочная серия профессионального уровня для экстремальных видов велоспорта. Не совместимы с передним переключателем. Новые модели задних переключателей имеют только короткую лапку. Тормозные колодки оснащены радиаторами для охлаждения.

XTR (M9): профессиональное оборудование высочайшего уровня. Имеет наилучшее качество, широчайший диапазон регулировок и соответствующие цены на компоненты. Возможность установить передний переключатель на 2 скорости и задний переключатель с кассетой на 12 скоростей. Тормозные роторы оснащены радиаторами для охлаждения. Есть версия Di2 с беспроводным электронным управлением.


Классификация Shimano для дорожных и шоссейных велосипедов

Tourney (2200 / A070 / A050): начальный уровень по самым доступным ценам. Компоненты имеют непродолжительный срок службы, но за это время велосипедист может определиться со стилем катания. Компоненты этой серии можно установить и на шоссейный руль, и на гибрид с прямым рулём.

2300: младшая шоссейная группа для начинающих велосипедистов. Большой вес, быстрый расход, дешёвые материалы. Доступен двойник спереди и восемь звёздочек сзади.

Claris: начальный уровень оборудования. Устанавливается не только на шоссейные, но и на гибридные, циклокроссовые, гравийные велосипеды.

Sora: группа шоссейного оборудования любительского уровня. «Пистолеты» совмещают и манетку, и тормозную ручку. Сзади кассета на 9 скоростей.

Tiagra: любительский уровень надёжнее предыдущих серий, но всё еще по доступным ценам. Кассета имеет от десяти звёзд.

105: рассчитана на уровень велосипедиста выше среднего. Устанавливается как на шоссейные, так и туристические модели велосипедов. Схожа с уже устаревшей горной группой Deore LX.

Ultegra: оборудование высокого уровня. Точное переключение, низкий вес, четырёхпалая система шатунов.

Ultegra Di2: электронная версия Ultegra позволяет существенно снизить вес, сохранив точность переключения.

Dura-Ace: профессиональное оборудование наивысшего уровня. Самый низкий вес, самая высокая точность переключения не в угоду надёжности, благодаря высокому уровню обработки материалов.

Dura-Ace Di2: самая дорогая группа Shimano. При этом самая лёгкая и обеспечивающая беспрекословную точность переключения даже в условиях самых сложных шоссейных гонок.

Прочие группы Shimano

Nexus: компоненты для городских велосипедов с планетарной системой переключения передач на 3-8 скоростей

Alfine: группа компонентов для городских и туристических велосипедов с планетарной системой переключения передач на 8-11 скоростей

Capreo: компоненты для коммьютинга и складных велосипедов.

Metrea: компоненты для скоростных урбан-велосипедов.

DXR: компоненты для дисциплин BMX-race, форкросс (4x), слалома.

Steps: серия компонентов специально для электровелосипедов.

Расшифровка маркировки Shimano

Детали обозначаются по следующей модели: тип комплектующей – М*** - версия.

Типы комплектующих:

RD – задний переключатель

FD – передний переключатель

ST – манетки

FC – шатуны

CS – кассета

BR – тормоз

BB – каретка

PD – педали

HB – втулки

FD – оси

*** – это код детали, где первая  буква обозначает серию. Для горных велосипедов используется буква М, компоненты для ВМХ обозначаются МХ, для городских велосипедов – U, F или С. Иначе сразу указывается наименование компонента.


SRAM

В SRAM есть несколько наборов групп горных велосипедов, и во многих отношениях это более прогрессивная компания в МТВ, впервые представившая 2x, а затем 1x трансмиссии на горных велосипедах.

Работа переключателей SRAM происходит в двух стилях - триггерном переключении или переключении с помощью грипшифта даже в самых топовых категориях. Именно система SRAM побудила Shimano добавить опцию переключения скорости одним пальцем на более дорогие переключатели. Такая конструкция позволяет одновременно перемещаться в обоих направлениях и контролировать тормоз.


Классификация SRAM для горных велосипедов.

X5: этот набор начального уровня от SRAM имеет 9 или 10 скоростей сзади и две или три звезды спереди. Компоненты X5 редко рассматриваются как полный набор групп, но части обычно встречаются на хардтейлах начального уровня.

X7: этот набор групп был одним из основных продуктов на велосипедах любительского уровня. Он обеспечивает надежную работу на сложном рельефе при ограниченном бюджете. В основном комплектуется двумя звездами спереди и десятью сзади (2х10).

X9: группа любительского уровня, но крепче и легче, чем Х7. В 2018 году SRAM NX и GX гораздо чаще встречаются там, где раньше был X9 с одной передней звездой.

NX: самый доступный вход в 1x-трансмиссию на рынке. 11-ступенчатая комплектуется обычной передней звездой на 32 зуба и кассетой с диапазоном 11-42. Эта кассета является большой частью экономии затрат на более дорогие 1x группы, поскольку она подходит для стандартного барабана втулки, в отличии от старших моделей, где нужен барабан втулки типа XD.

NX Eagle: выпущенный в середине 2018 года, NX Eagle - это новейший набор с соотношением 1x12. Несмотря на то, что NX Eagle очень похож на работу с более дорогими аналогами, он предназначен для любительского уровня и, следовательно, имеет более дешевые и тяжелые материалы.