Большей частью стоимости велосипеда является навесное оборудование. В настоящее время на рынке есть несколько производителей, выпускающих велосипедные запчасти. Некоторые специализируются на отдельных компонентах, но есть и такие гиганты, как Shimano и SRAM, выпускающие весь спектр комплектующих для велосипеда.
Соответствие компонентов Shimano и SRAM
Уровень |
Shimano MTB |
Shimano Road |
SRAM MTB |
SRAM Road |
Базовый |
Tourney |
2200 / A070 / A050 |
|
Omnium |
Начальный прогулочный |
Altus / Acera |
2300 |
4.0 / X3 |
Apex (1) |
Начальный спортивный |
Alivio |
Sora |
X4 |
Rival (1) |
Любительский прогулочный |
Deore |
Tiagra / Capreo |
X5 / X7 |
Force / S-100 / S-300 |
Любительский спортивный |
SLX / Zee |
105 |
X9 / NX (Eagle) |
Force 1 / S-500 |
Полупрофессиональный |
XT |
Ultegra (Di2) / Metrea |
X1 / GX (Eagle) |
Force 1 / S-700 / S-900 |
Профессиональный |
XTR / Saint |
Dura-Ace (Di2) |
X0 / X01 (Eagle) / XX (Eagle) |
RED (eTAP) / S-1100 / S-1200 |
В первую очередь важно отметить, что количество скоростей велосипеда задаёт манетка. То есть при использовании манетки Shimano на 6 скоростей с задним переключателем на 9 скоростей, трансмиссия будет работать так же, как и манетка – на 6 скоростей.
Ниже рассмотрим каждую группу трансмиссий соответственно для Shimano и SRAM.
Классификация Shimano для горных велосипедов.
Tourney (MF / TX): самая доступная серия. Устанавливается на велосипеды начального уровня. Существуют детские или подростковые версии с манетками типа грипшифт или триггерными.
Acera / Altus (M3): оборудование начального уровня с
возможностью установки кассеты вместо трещётки. Отдельные версии
поддерживают роллерный тормоз.
Alivio (M4): технологии любительского уровня, но качество
изготовления ниже. Манетка поддерживает переключение одним пальцем под
рулём. Новые модели оснащаются муфтой Shadow, обеспечивающей более
точное переключение.
Deore (M5): любительский уровень среднего ценового сегмента. Вес значительно больше, чем у старших группсетов, но высокая точность переключения и надёжность сделали этот набор одним из самых распространённых у велосипедистов.
SLX (M6): полупрофессиональный уровень для сложных рельефов. Компоненты предназначены для использования в экстремальных условиях, однако есть возможность установки переднего переключателя. Задний переключатель может иметь лапку разной длины для различных кассет.
Zee (M6): любительский уровень для экстремального использования. Задний переключатель имеет короткую лапку для увеличения точности переключения в условиях экстремального катания. Трос натягивается на всём диапазоне работы. Тормоза увеличенной мощности за счёт четырёх поршней в калиппере.
XT (M7): полупрофессиональный уровень с качеством изготовления и используемых материалов лучше, чем в SLX, имеет более широкий диапазон регулировок, низкий вес, повышенную износостойкость.
Saint (M8): наиболее прочная серия профессионального уровня для экстремальных видов велоспорта. Не совместимы с передним переключателем. Новые модели задних переключателей имеют только короткую лапку. Тормозные колодки оснащены радиаторами для охлаждения.
XTR (M9): профессиональное оборудование высочайшего уровня. Имеет наилучшее качество, широчайший диапазон регулировок и соответствующие цены на компоненты. Возможность установить передний переключатель на 2 скорости и задний переключатель с кассетой на 12 скоростей. Тормозные роторы оснащены радиаторами для охлаждения. Есть версия Di2 с беспроводным электронным управлением.
Классификация Shimano для дорожных и шоссейных велосипедов
Tourney (2200 / A070 / A050): начальный уровень по самым доступным ценам. Компоненты имеют непродолжительный срок службы, но за это время велосипедист может определиться со стилем катания. Компоненты этой серии можно установить и на шоссейный руль, и на гибрид с прямым рулём.
2300: младшая шоссейная группа для начинающих велосипедистов. Большой вес, быстрый расход, дешёвые материалы. Доступен двойник спереди и восемь звёздочек сзади.
Claris: начальный уровень оборудования. Устанавливается не только на шоссейные, но и на гибридные, циклокроссовые, гравийные велосипеды.
Sora: группа шоссейного оборудования любительского уровня. «Пистолеты» совмещают и манетку, и тормозную ручку. Сзади кассета на 9 скоростей.
Tiagra: любительский уровень надёжнее предыдущих серий, но всё еще по доступным ценам. Кассета имеет от десяти звёзд.
105: рассчитана на уровень велосипедиста выше среднего. Устанавливается как на шоссейные, так и туристические модели велосипедов. Схожа с уже устаревшей горной группой Deore LX.
Ultegra: оборудование высокого уровня. Точное переключение, низкий вес, четырёхпалая система шатунов.
Ultegra Di2: электронная версия Ultegra позволяет существенно снизить вес, сохранив точность переключения.
Dura-Ace: профессиональное оборудование наивысшего уровня. Самый низкий вес, самая высокая точность переключения не в угоду надёжности, благодаря высокому уровню обработки материалов.
Dura-Ace Di2: самая дорогая группа Shimano. При этом самая лёгкая и обеспечивающая беспрекословную точность переключения даже в условиях самых сложных шоссейных гонок.
Прочие группы Shimano
Nexus: компоненты для городских велосипедов с планетарной системой переключения передач на 3-8 скоростей
Alfine: группа компонентов для городских и туристических велосипедов с планетарной системой переключения передач на 8-11 скоростей
Capreo: компоненты для коммьютинга и складных велосипедов.
Metrea: компоненты для скоростных урбан-велосипедов.
DXR: компоненты для дисциплин BMX-race, форкросс (4x), слалома.
Steps: серия компонентов специально для электровелосипедов.
Расшифровка маркировки Shimano
Детали обозначаются по следующей модели: тип комплектующей – М*** - версия.
Типы комплектующих:
RD – задний переключатель
FD – передний переключатель
ST – манетки
FC – шатуны
CS – кассета
BR – тормоз
BB – каретка
PD – педали
HB – втулки
FD – оси
*** – это код детали, где первая буква обозначает серию. Для горных велосипедов используется буква М, компоненты для ВМХ обозначаются МХ, для городских велосипедов – U, F или С. Иначе сразу указывается наименование компонента.
SRAM
В
SRAM есть несколько наборов групп горных велосипедов, и во многих
отношениях это более прогрессивная компания в МТВ, впервые представившая
2x, а затем 1x трансмиссии на горных велосипедах.
Работа переключателей SRAM происходит в двух стилях - триггерном переключении или переключении с помощью грипшифта даже в самых топовых категориях. Именно система SRAM побудила Shimano добавить опцию переключения скорости одним пальцем на более дорогие переключатели. Такая конструкция позволяет одновременно перемещаться в обоих направлениях и контролировать тормоз.
Классификация SRAM для горных велосипедов.
X5:
этот набор начального уровня от SRAM имеет 9 или 10 скоростей сзади и
две или три звезды спереди. Компоненты X5 редко рассматриваются как
полный набор групп, но части обычно встречаются на хардтейлах начального
уровня.
X7: этот набор групп был одним из основных продуктов на велосипедах любительского уровня. Он обеспечивает надежную работу на сложном рельефе при ограниченном бюджете. В основном комплектуется двумя звездами спереди и десятью сзади (2х10).
X9: группа любительского уровня, но крепче и легче, чем Х7. В 2018 году SRAM NX и GX гораздо чаще встречаются там, где раньше был X9 с одной передней звездой.
NX: самый доступный вход в 1x-трансмиссию на рынке. 11-ступенчатая комплектуется обычной передней звездой на 32 зуба и кассетой с диапазоном 11-42. Эта кассета является большой частью экономии затрат на более дорогие 1x группы, поскольку она подходит для стандартного барабана втулки, в отличии от старших моделей, где нужен барабан втулки типа XD.
NX Eagle: выпущенный в середине 2018 года, NX Eagle - это новейший набор с соотношением 1x12. Несмотря на то, что NX Eagle очень похож на работу с более дорогими аналогами, он предназначен для любительского уровня и, следовательно, имеет более дешевые и тяжелые материалы.